МЕСТО, ГДЕ СВЕТ – la МОРА

Май 6, 2012  
Категории: Аналитика, Арт-сцена, Интервью

Мало кто будет спорить с тем фактом, что Минск в число мировых культурных столиц не входит и не попадет в этот список в ближайшее время. Прискорбно, но такова жизнь. Хотя вопрос, конечно, далеко не в количестве мероприятий. Минску очень не хватает мероприятий сумасшедших и одновременно солнечных по своей энергетике, деликатных и ненавязчивых, как прибалтийский джаз. С европейским характером. Таких, чтобы с легкостью могли заменить несколько часов безделья на Рижском взморье. Пожалуй, лучше организованного «ничегонеделания», может быть только труд в обществе друзей. В этом случае, могу посоветовать только одно — субботник, да не простой, а «ля мора».


Парадокс? Там, где есть море, нет субботников. А где есть субботники, увы, нет моря (и я сейчас ни на что не намекаю). Отнюдь, если «La мора» – единица не географическая, а культурная. Создатели то ли в шутку, то ли всерьез именуют его «Домом культуры», правда, без колонн. На самом деле это место для встречи творческих людей, для обмена идеями и проведения совместного культурного досуга. Как в любом приличном обществе здесь не принято говорить о политике и деньгах. Течение жизни подчинено здесь искусству в любых его формах и проявлениях.

В импровизированный субботник мне посчастливилось пообщаться с создателями проекта. Лучшего времени, чем генеральная уборка, чтобы подвести итоги и поговорить о будущем, просто сложно и придумать.

Как появилась идея создания проекта?

И.О. Филиппа:

Просто три милые девушки подумали, почему не сделать такой проект, если схожие проекты существуют даже в соседней России. Почему же такой проект не может существовать в Беларуси? И не имея на тот момент постоянной работы, что тоже очень важно, вложились и больше месяца просто ходили по городу и искали какую-то площадку в черте города, которую можно было снять за неимением своего частного дома. Сняли, вложились, с помощью друзей, вкладывая минимальные средства, сделали ремонт, конечно, косметический и запустили этот проект. Вот и вся история. Это скорее вопрос, могу я или не могу. Позже появились другие подобные проекты: «Арт-сяздіба» и остальные, менее официальные. Хотя я не утверждаю, что с нас взяли пример. О нас мало кто знает, мы существуем на уровне сквотов, которых за всю историю Минска было только два. Фактически, у нас точно такая же слава, потому что это не какая-то супер-пупер большая площадка.

Возможно, это выльется во что-то большее. Не хотелось бы дублировать уже существующие проекты, быть повторякой. И второй момент, некоторые схемы, на мой взгляд, просто не жизнеспособны в нашем государстве из-за местной специфики. Это не касаемо политических нюансов; если взять «Дом на дереве», который — я знаю — до сих пор существует, и отзеркалить его в Беларуси, то он не приживется. И плюс там многое зависит от команды. У нас она не настолько большая. Люди все равно занимаются своими делами, которые им интересны. У нас это и не работа, и не дом.

Денис

Я не один из основателей проекта. Включился я благодаря Филиппу, когда он сказал, что появится что-то похожее на нашу мастерскую. Я являюсь участником и координатором сообщества Киноклуб.орг, и у нас когда-то была мастерская. Мы снимали квартиру, устраивали там мозговые штурмы, снимали ролики, проводили мероприятия, а потом у нас закончились деньги. Кроме того надоело работать, грубо говоря, по 13 часов и не видеть вообще ничего, но идея понравилась и хотелось большего. Филипп нас притащил сюда, так как считал, что это всем будет полезно. Мы пришли уже к концу ремонта, на открытие, и активно включились в тот проект, который существовал в головах создателей. Я видел этот проект с позиций координатора сообщества Киноклуба.орг, который уже тогда развился в более универсальную вещь. Нам захотелось применить накопленный опыт, в том числе и в «La мора». Тем более, что это дает дополнительные ресурсы месту. Сама же идея «La мора» очень универсальная и простая.

Таня:

Катя Лапушинская – автор идеи и создатель арт-пространства «La мора» — училась в ЕГУ по специальности «Теория и практика современного искусства». Она нам часто рассказывала о том, что есть такое понятие «арт-пространство». Это место, куда каждый может прийти и сделать то, что ему нравится. Катя долго этой идеей проникалась, а потом девочки съездили в московский «Дом на дереве». Там был, кажется, фестиваль туристических фильмов. Это стало последней каплей, которая переполнила чашу, что было решено, что нужно что-то делать. Девчонки вернулись из поездки и с апреля, в течение мая, примерно в это же время, но год назад, начали искать дом. И вот это домик, в котором мы находимся сейчас, и есть тот дом, который они нашли и переделали. Дом искали по следующим критериям: чтобы он находился недалеко от центра, был частным и имел сад. В последнем я могу ошибаться, но, безусловно, это стало одной из причин того, что остановились девочки именно на этом доме. Сейчас он снимается у владельца с частью сада, что летом добавляет ему некоторое очарование. Летом 2011 года начался вынос мебели, и дом стал реконструироваться. Изначально девочки видели дом как такое небольшое место для близких людей. Я попала в «La мора» на этом этапе как волонтер. Катя и её подруга Оля рассылали знакомым людям в сети «Вконтакте» сообщение: «В Минске создается такое пространство, мы сами ремонтируем помещение и ищем волонтеров». Я стала одним из таких волонтеров. Это, что касается идеи создания проекта, его самой «древней» истории.

Название у проекта очень необычное. Оно навеяно вечной тоской белорусов по морю?

Анна:

Изначально название было какое-то раздолбайское. Вот, и решили, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому было принято решение назвать проект «La мора». Было важно, чтобы присутствовал белорусский элемент. Плюс, «La» можно без проблем читать на разных языках. Похоже на итальянский и в то же время на белорусский.

Таня:

Название проекта действительно необычное и запоминающееся, классное, одним словом. Оно как бы совмещает в себе белорусский и средиземноморский элементы. Сам дом напоминает старенький домик — скажем где-нибудь в Сочи — из советских фильмов, в который набивается уйма людей, только чтобы быть у моря. Я помню, был вариант названия «Умора». Получалась хорошая языковая игра.

Участники проекта» La мора». Какие они?

Анна:

Их очень много. Есть кураторы, которые постоянно занимаются вопросами организации какого-то одного направления: выставок, кинопоказов, лекций и семинаров, концертов, работа сайта. Есть люди, которые приходят и просто организуют свои мероприятия. Мы регулярно объявляем, в том числе и в группах, о сборе координаторов, куда могут прийти и все не безразличные, где мы обсуждаем дальнейшие перспективы на ближайшее время, какие-то повседневные вопросы. Соответственно у нас число участников пополняется, приходят новые люди со своими идеями. Получилось, например, так, что к нам пришел молодой человек, который вел у нас семинар по уличной пластике. Это задумывалось как разовое мероприятие, а потом людям очень понравилось, и возникла идея делать это на постоянной основе.

То есть участником проекта стать не очень тяжело?

Нет, главное, чтобы идея была. Можно сделать и разовое мероприятие.

Денис:

Говоря о проекте «La мора», можно говорить о координаторах, организаторах, волонтерах и просто посетителях. А собственно, какие они … Наверное, очень светлые, романтики и верят в невозможное. Наверное, их жизненный принцип — «будьте реалистами — требуйте невозможного». Как мне кажется, «La мора» подходит всем, кто сюда приходит, потому что мы пытаемся здесь делать невозможное. Если бы каждый из нас действовал по отдельности, то это было бы нереально.

Таня:

Это вопрос не простой, потому что мы очень разные. И участники в «La мора» тоже очень разные. Наш Денис определил, что есть хранители, координаторы, волонтеры. Я бы сказала, что есть люди неравнодушные к нам, и это нас объединяет. В «La мора» сложно прийти один раз. Человек либо приходит один раз, уходит и не приходит больше. Или он возвращается через какое-то время и остается, помогает. К «La мора» нельзя относиться нейтрально.

Если рассматривать социальную структуру «La мора», то у нас здесь можно встретить людей самых разных профессий: бухгалтер, строитель, филологи – нас там выводок – программист и т.д. Наше ограничение «вне политики, религии, алкоголя и наркотиков» хорошо тем, что мы пытаемся наших гостей вывести за рамки обыденности и дать им возможность общаться на другие темы. Безусловно, мы никому ничего не навязываем. Такого нет, но просто мы видим, что люди мало общаются, при этом каждому есть что сказать. Но не всегда в университете или где-нибудь еще в Минске это «что-то» сказать можно. Арт-пространство «La мора» отличается тем, что мы пытаемся освободить наших гостей от ограничений, и вместе с тем, объединить их вне этих ограничений. Они заинтересованные люди, которым не все равно и которые к чему-то стремятся. Часто мы между собой обсуждаем, зачем мы это делаем, нужно ли это делать. Есть какое-то ощущение, что мы нужны, должны это делать и мы на своем месте.

Тяжело ли стать участником проекта «La мора» и что для этого необходимо? Какие существуют критерии отбора участников?

Анна:

Мы обсуждаем каждое предложение, которое нам поступает, и коллективно решаем, стоит ли заниматься этим мероприятием.

И.О. Филиппа:

Единственные категории людей, которых мы ненавидим и с которыми не сможем сотрудничать – бомжи, хиппи, чистые хипстеры и грязные оппозиционеры. Здесь у нас, по сути, рассадник нетерпимости. Алкоголиков и наркоманов мы тоже не любим, но это уже другое.

Денис:

Формат самого «арт-пространства» и есть «арт-пространство». Но формат, который здесь есть, достаточно свободный. Я бы не сказал, что здесь есть уйма ограничений. Скорее только то, что здесь нельзя употреблять алкоголь, наркотики и что мы не занимаемся религией и политикой. Это, наверное, и есть формат, в котором мы живем. Если мероприятие политическое, то нам оно не подходит.

Таня:

Стать участником проектов «La мора» или постоянным посетителем наших мероприятий очень просто. Самый главный критерий отбора в проект, чтобы людям было не все равно, чтобы они сказали: «Я хочу стать участником!». Сделать это можно абсолютно любым способом. Мы, организаторы, всегда на связи, и к нам достаточно подойти со своим предложением. Если проводится мероприятие, то есть обязательно кто-то с нашей стороны. Мы абсолютно открыты для общения. Критериев тут также никаких нет. Просто общаемся, смотрим, что за человек. Не было случаев, чтобы мы кому-то отказали. К нам не приходят такие люди, которым можно было бы сказать: «Извините, но Вы нам не подходите». Все, кто хочет участвовать в наших мероприятиях, ценностно на нас похожи. Слава Богу, что такие люди есть. Я бы сказала, что их отличительная черта — неравнодушие. Мы по жизни притягиваем таких же людей, как мы сами.

ART – пространство «La мора» считается закрытым сообществом. С чем связана эта закрытость?

Анна:

Изначально мы действительно не публиковали адрес, и люди «блуждали». Они звонили нам на мобильный телефон, и мы их встречали на остановках либо где-то еще. Но эта система не оправдала себя, было достаточно неудобно. Люди не дожидались нас и уходили. В результате многие думали, что у нас тут «туса» для своих. Изначально девочки, две Оли и Катя, хотели сделать летний домик для своих друзей. И на тот момент такой формат подходил, а потом присоединялись друзья друзей и, в итоге, многие стали стремиться попасть к нам. Тогда мы решили, что пора нам как-то открываться и делать «La мора» местом, куда приятно прийти не только самым близким друзьям, но и, людям, которые хотят просто отдохнуть, пообщаться, претворить свою идею в жизнь.

Таня:

На сегодняшний день, я бы не сказала, что мы закрыты. У нас есть закрытые группы в социальных сетях «Вконтакте» и facebook. Это связано с тем, что мы хотим знать, кто к нам приходит. Мы спрашиваем всех гостей, которые хотят присоединиться к нашей группе: « Как Вы узнали о нашем сообществе? Почему хотите к нам присоединиться?». Это необходимо по причинам безопасности. Я думаю, что нашу закрытость можно трактовать как закрытость от случайных людей. С другой стороны, люди, не разделяющие наши ценности, и не приживаются у нас. Они придут один раз и больше не придут. Были у нас ребята из соседнего дома; они пришли, посмотрели, сказали: «Классно!», — и больше не появлялись. У нас остаются те люди, которые внутренне на нас похожи.

Не могли бы Вы рассказать о наиболее ярких на Ваш взгляд мероприятиях проекта? Есть ли у Вас свой формат?

Анна:

Летом у нас было очень интересное мероприятие — ночной кинопоказ, который начинался часов в семь. В «La мора» недавно стали проводиться очень интересные концерты с участием «звезд», как Сергей Пукст или группа «Или-или». В своей среде эти музыканты достаточно известные. Нам в начале июня исполнится один год, поэтому планируется сделать что-то интересное на годовщину.

Денис:

Самым ярким, с моей точки зрения, мероприятием была подготовка и проведение фестиваля Cinema Perpetuum Mobile. Еще мне нравятся концерты «Солнечного Сахалина». У нас были очень яркие ночные киномарафоны, но я не был на всех мероприятиях, поэтому с уверенностью утверждать, что был на самых интересных, не могу.

Таня:

Я бы тут провела параллель с первым вопросом. Катя никогда не склоняла «La мора», например, такое-то мероприятие проходит не в «La мора», а «La мора». Она объясняла это тем, что это не место или площадка, а некоторое движение или способ проводить время. Этим мы и отличаемся от остальных проектов, так как представляем способ общения вне ограничений и особого взаимодействия с другими людьми. Мы очень демократичны и пытаемся вывести всех за рамки социальных и политических взглядов. Нам не важно, на каком языке говорит человек, то есть к нам может прийти каждый. Мне хочется верить, что каждому будет у нас комфортно. По отзывам мы видим, что людям нравится атмосфера домашнего комфорта и уюта, в которой нивелируются социальные маски. Мы стараемся существовать вне этого, хотя некоторые спрашивают, кто мы «в миру».

Яркие мероприятия, яркие мероприятия? Да, они у нас все интересные, особенные. Если брать за критерий наличие откликов, то у нас нет мероприятий, на которые отклика не было бы.

А для Вас лично?

Я даже не знаю, я вообще в этом плане непредвзятый человек, потому что мне нравится просто проводить время в «La мора». Это для меня место переключения, что-то среднее между работой и местом отдыха. Поэтому все, что проводится у нас, на мой взгляд, очень интересно.

Сегодня существует довольно много площадок для проведения мероприятий и общения. Что, по Вашему мнению, отличает «La мора» от схожих проектов?

И.О. Филиппа:

От «Арт-Сядзібы», например?

Например.

Во – первых, здесь уютно, здесь дом. В «La мора» присутствует экзотика настоящего европейского сквота, хотя это и не является сквотом. Это такой проект абсолютно сумасшедших, которые не получают от этого проекта никакой выгоды, в первую очередь, финансовой. Наш проект может стать стартапом для каких-то других проектов. Допустим, человек закончил машиностроительный факультет, а оказалось, что ему интересно делать что-то другое. Изначально не на профессиональном уровне, а потом он может перейти на какую-то более серьезную ступень или познакомиться с людьми, которые разделяют его интересы. «La мора» — площадка для обмена опытом, где можно заниматься любимым делом и не брать на себя огромную ответственность, не бояться, грубо говоря, «попасть на деньги».

Денис:

Как мне кажется, мы находимся в другой категории, чем «Арт-Сядзіба»: у нее больше площадь, она расположена ближе к центру, но им и ресурсов нужно больше на поддержание нормальной работы. С другой стороны, мы имеем неформальный статус, соответственно должны строить свою деятельность исходя из этого. Мы не приемлем алкоголь, политику, наркотики, что сближают нас с «Фиальтой». Если “Арт-Сядзіба”, проводит белорусскоязычные мероприятия, ориентированные на белорусскую культуру, «Фиальта» занимается образовательными вещами, то мы делаем ставку на более широкопрофильные вещи.

Таня:

Я бы сказала, что «La мора» выделяется тем, что является местом для встреч и общения. Нас отличает попытка создать домашний уют и как следствие атмосферу непринужденного общения. Это действительное удивительное место, вроде в городе, в десяти – двадцати минутах езды от метро.

На Ваш взгляд, какое влияние оказывает «La мора» на культурную жизнь города?

И.О. Филиппа:

Мы с самого начала существования проекта не стремились за количеством, а если можно так сказать, за качеством. Мы всегда хотели сохранить первоначальный дух «La мора». Это место не было раньше полностью открытым, да и сейчас оно таковым не является, так как человеку элементарно нужно приложить какие-то усилия: найти друзей или узнать о нас в Интернете, ответить на вопрос, с которым мы вечно пристаем. «La мора», конечно, влияет на культурную жизнь города, но очень минимально, потому что это не совсем открытая площадка, а что-то наподобие клуба. Такая форма организации подразумевает, что люди друг друга знают, но мы не какая-то закрытая секта. Если сравнивать «La мора» с другими площадками, то мы весьма минималистичны, что одновременно является и минусом, и плюсом. У нас нет глобальности, зато есть ощущение уюта. Фактически, это публично-домашняя площадка.

Денис:

Если говорить о культурной жизни Минска, то я думаю как неисправимый романтик. Мне кажется, что влияет, потому что мы делаем невозможные вещи, можем явиться примером для подражания другим людям, пробуем новые методы. С другой стороны, если говорить объективно, помещение вместимостью сорок человек не может оказать существенного влияния на жизнь двухмиллионного города. Просто потому, что в городе проходят десятки или сотни культурных мероприятий в самом широком смысле: выставки, семинары, мастер-классы. Жизнь достаточно разнообразна, чтобы можно было говорить только о «La мора». Но людей, которые близки нам по духу, это явление изменяет. Все-таки здесь собирается большое количество людей, они видят, что есть такие же безумные люди и даже нереальная вещь может стать реальной, если люди собираются вместе и делают что-то сообща.

Таня:

Мы хороши как место, куда может прийти каждый. Безусловно, мы многое заранее обсуждаем, перед тем, как вписать то или иное мероприятие в афишу. Это не цензура, но мы следим за тем, что будет проводиться на нашей площадке. Если идеологически какие-то вещи не совпадают, то люди это сами видят. Мы ориентированы на непрофессионалов в сфере культуры, которые этим не зарабатывают себе на жизнь — молодежь, старшеклассников, студентов и людей 30-ти лет и немного старше. Я бы сказала, что через них мы и влияем на культурную жизнь города, плюс мы место, куда просто можно прийти поговорить. Мероприятия носят у нас характер импульса. Конечно, мы иногда шутим, что когда-нибудь «La мора» будет нанесен на культурную карту города, но это дело будущего.

Каким вы видите проект через 5 лет?

И.О. Филиппа:

«La мора» задумывался как летний проект. В принципе, так и должно было быть, но были люди, которым нужен был этот проект, были потребители сего продукта, и он начал работать и зимой. Хотя это было не очень целесообразно по техническим моментам — отопление и удобства. Никто не говорит, что «La мора» очень серьезный проект на несколько лет. С одной стороны, здесь все очень неформально, с другой стороны, это означает нестабильность. Это не Дом культуры с колоннами, колонн здесь нет, поэтому «La мора» может завтра и не быть или она может оказаться в Нидерландах. Скорее это дух, творческая атмосфера, которая может переместиться в другое место, которое вместит больше или меньше людей.

Таня:

Сложно сказать, хочется, чтобы «La мора» была. Мне верится в то, что она будет, потому что всегда есть люди, которым хочется общаться и действовать. Очень хочется развития в плане вместимости, которая сейчас 20-30 человек, хочется больше технической оснащенности, расширения взаимодействия с самыми разными людьми. Мне хочется верить, что «La мора» будет, и что мы будет расширяться и вглубь и вширь.

Вчера у Вас был субботник. Субботник в «La мора» – это какое-то особенное мероприятие?

И.О. Филиппа:

Как выяснилось на практике, это самое лучшее мероприятие. Всегда приходит какой-то процент людей (несколько человек обязательно), которых мы видим в первый раз. Бывает даже один раз на субботник приходят, что-то сделают, потом уходят и могут здесь не появиться больше никогда. Это, наверное, такой тип человека, приходят, видимо, себе карму почистить. На самом деле, субботник очень скрепляет людей, потому что на обычных мероприятиях люди потребляют культурный продукт и расходятся. А это как в Советском Союзе.

Таня:

Субботник, как и каждая уборка или работа по реконструкции, облагораживает место. Он способствует знакомству людей, так как общение в данной ситуации становится неизбежным. Начиная, с просьбы передать молоток или метелку. Вот это и есть то неформальное общение, которое действительно сближает людей.

Беседовала: Мария Рудак

Портреты участников «La мора» >>>

Комментарии

Необходимо войти в систему, чтобы оставить комментарий.